Экологические мастер классы для воспитателей доу

Надежда Агаркова
Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» г. Зверево Ростовской обл.

Опыт работы ДОУ

по трудовому воспитанию дошкольников[/h3]


Старший воспитатель

Агаркова Надежда Ильинична

2013 г.

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.

В экологические последнее время не имело должного внимания трудовое воспитание детей и в ДОУ. Однако с введением ФГТ к образовательной программе в нашем детском саду данному направлению в работе с дошкольниками уделяем достаточно много внимания. В течение года мы углубленно работали в данном направлении и выработали определенную систему трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это 2 важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики организации труда

К настоящему времени:

- определены условия организации труда дошкольников, разработано его содержание;

- выделены формы организации детей в труде ;

- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых;

- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье;

- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений.

Как видим, трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны, поэтому мы не стали отделять их и поставили для решения в учебном году задачу: систематизировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников.

Работа запланирована и ведется в нескольких направлениях: с детьми, коллективом и родителями.

Цель трудового воспитания дошкольников по ФГТ – формирование положительного отношения ребенка к труду.

И реализуется через решение следующих задач:

Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование

Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности

Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь

Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Считаем, что для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия:

- Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

- подбор оборудования для труда;

- создание мотивации трудовой деятельности;

- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;

- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;

- поощрения в процессе и по результатам труда;

-демонстрация заинтересованности педагога.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:

- труд по уборке помещения;

- мытье посуды, стирка и др.

Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,

картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от-ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами).

Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников

Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств, методов и приемов, направленных на собственно трудовую деятельности детей и ознакомление с трудом взрослых:

НОД

Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня

Наблюдения за трудом взрослых

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

Экскурсии

Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)

Дидактические, настольные, творческие игры

Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Использование ИКТ

Интеграция образовательных областей

Поставленной перед коллективом цели добивались, используя разнообразные формы и методы работы. В подготовке к педсовету на тему «Система работы ДОУ по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников» приняли участие все педагоги ДОУ.

Запланирован и проведен тематический контроль «Состояние работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников».

Очень сложно было определить победителей в смотре-конкурсе на Лучший уголок дежурств, в котором приняли участие все средние, старшие и подготовительные группы. Уголки были содержательны, оформлены эстетично, оригинально, отвечали возрастным требованиям детей данной группы. В изготовлении уголков приняли участие родители.

Младшие группы тоже не остались в стороне: приняли участие в Фестивале педагогических проектов: «Огород на окошке» (1 младшие группы) и «О тех, кто трудится в детском саду» (2 младшие группы).

Для педагогов подготовили и провели консультации на темы: «Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста», «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников», «Значение трудового воспитания в развитии личности», «Ознакомление с трудом взрослых».

Все возрастные группы продемонстрировали разнообразные формы работы по трудовому воспитанию на открытых просмотрах по теме «Демонстрация использования разнообразных форм работы с детьми по трудовому воспитанию».

Воспитатель высшей категории подготовила и провела мастер-класс на тему «Развитие творческого потенциала в процессе овладения приемами техники «квиллинг».

Педагоги высшей категории в помощь воспитателям разработали технологические карты на все возрастные группы, где можно наглядно увидеть задачи, виды труда и формы организации деятельности детей по каждой группе отдельно.

В помощь воспитателям разработаны алгоритмы выполнения трудовых действий по каждому виду труда по всем возрастным группам.

Считаем, что трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся и как они решаются в детском саду. В работе с родителями используем разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, мастер-классы, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки, экологические акции, субботники и др.

Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников был представлен на городском методическом объединении дошкольных работников и получил высокую оценку коллег.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. И коллектив нашего ДОУ добивается в этом определенных положительных результатов. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В. А. Сухомлинский.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Образование. Воспитателям детских садов, школьным учителям Как сделать открытки для одноклассников

Экологические мастер классы для воспитателей доу Экологические мастер классы для воспитателей доу Экологические мастер классы для воспитателей доу Экологические мастер классы для воспитателей доу Экологические мастер классы для воспитателей доу Экологические мастер классы для воспитателей доу Экологические мастер классы для воспитателей доу Экологические мастер классы для воспитателей доу